"Отец Норы" Холст, масло. 150х150 см "Нора с тенью отца" Холст, масло. 150х150 см "Трагедия Линда" Холст, масло. 150х150 см "Нора"  Холст, масло. 150х150 см "Нора"  Холст, масло. 150х150 см "Нора и Линд"  Холст, масло. 150х150 см "Нора и Линд"  Холст, масло. 150х150 см
"Нора"  Холст, масло. 150х150 см "Нора в красном"  Холст, масло. 150х150 см "Тарантела"  Холст, масло. 150х150 см "Торвальд"  Холст, масло. 150х150 см "Торвальд"  Холст, масло. 150х150 см "Торвальд"  Холст, масло. 200х200 см "Торвальд"  Холст, масло. 150х150 см

КУКОЛЬНЫЙ ДОМ

Иллюстрации (если так можно назвать пятнадцать картин размером до двух на два метра) к драме Генрика Ибсена «Кукольный дом», были, на мой взгляд одним из самых значительных художественных событий 2002-2003 годов. Так сложилось, что вся серия сразу же оказалась в Осло, поэтому широкому российскому зрителю этот проект представляется на этой странице впервые. «Кукольный дом» был задуман Беллой к очередному юбилею Генрика Ибсена.
Чрезвычайно популярное на театральных подмостках России и Европы конца XIX- начала XX века драма Ибсена (на немецкой и русской сцене за ней укрепилось другое название «Нора»), эта пьеса сейчас малоизвестна в России. Между тем по значимости для умонастроений для европейцев начала прошлого века «Нору» можно сравнить разве что только с чеховской «Чайкой».
Мы можем только догадываться по описаниям и фотографиям как Нору играли Сара Бернар, М. Савина, М. Потоцкая, блистательная Вера Комиссаржевская….
Два плана этой пьесы – внешний план, нарядная «кукольность» бюргерской жизни преуспевающего адвоката и его жены и внутренний трагизм – который прорывается то в танце Норы («Тарантелла»), то в ее монологах, вероятно, легко себе представить в драматической постановке. Фотографии спектаклей отражают эту двойственность – «кукольность» декораций и костюмов и (на контрасте) трагедийная игра актеров.
Современники отмечают сложность постановок «Кукольного дома». Драма Ибсена тем более чрезвычайно сложна для художника. Три действия драмы укладываются в три дня, в событиях участвуют одиннадцать актеров, но здесь только пять главных действующих лиц. Задача почти непосильная для создания пятнадцати монументальных полотен.
Белла Матвеева сознательно отказывается от внешнего пласта, декора, которую мы от нее вправе были бы ожидать. Все внимание художника сосредоточено на внутренней трагедии героев. Как всегда у Беллы Матвеевой ее герои почти бестелесны, но теперь эта бестелесность подчеркивает внутреннее эмоциональное напряжение драмы. Никогда в работах Беллы Матвеевой не играл такую существенную роль цвет – как полноправный участник событий. «Эти картины высосали из меня всю энергию» - , часто было можно было услышать от Беллы в период года работы над этим проектом.
«Кукольный дом», хотя внешне и выпадает из привычной стилистики Беллы Матвеевой, на самом деле продолжает ряд проектов художника, посвященных противоречивому внутреннему миру Женщины. И этот проект можно считать квинтэссенцией миропонимания «по Белле».
«Кукольный дом» впервые показал Беллу Матвееву как зрелого мастера. Она уже не может писать как прежде. Свидетельство тому - новые проекты художницы, на них слышно дыхание «Кукольного дома».
Александр Новиков.
На главную
Проекты
Curriculum Vitae


Сайт создан в системе uCoz